Российские управленцы
Приветствую Вас уважаемый Коллега!
Посчитал важным поделиться с Вами наблюдениями об особенностях управленцев. Это важно с точки зрения профессионального обучения, управления обучением, его организации, а также мотивации на обучение.
Российские управленцы с начала перестройки находятся в постоянной ситуации ломки. Сначала это была ломка рынком – коммерциализация, разрушение и реструктуризация сложившихся хозяйственных связей, структурная перестройка. Дальше маятник качался в разные стороны. А еще у нас госкапитализм, коррупция и бюрократия.
Российским менеджерам приходится сталкиваться с беспрецедентными для международной практики, нестандартными, зачастую неуправляемыми ситуациями. Им приходится принимать решения в условиях риска и неопределенности. Российские менеджеры сталкиваются с управленческими ситуациями, которые не описаны в кейсах западных школ бизнеса.
Российские бизнесы характеризуются незрелостью, «детскостью». С точки зрения фазы жизненного цикла большинство «доморощенных» бизнесов находятся либо в фазе Формирования, либо в Расширении, либо делают попытки Перехода. Это значит – мало где в бизнесах построены реальные институты управления.
В России совмещаются, казалось бы, несовместимые вещи. Например, несмотря на кризисные явления, мы наблюдаем безработицу с одной стороны и дефицит квалифицированных кадров с другой. С одной стороны в России много предпринимательски ориентированных людей, с другой – много сотрудников с люмпенизированной мотивацией. Плюс наш традиционный «Авось»…
Интересно посмотреть на наших менеджеров со стороны. Много лет назад в одном журнале я увидел врезку на тему «какими нас видят работающие в России иностранные менеджеры». Впоследствии я дополнял этот список – как наблюдениями управленцев, так и собственными.
Обратите внимание – как много в списках взаимоисключающих пунктов. Да, вот так всё у нас в России… очень амбивалентно…
Какими нас видят? Недостатки
- Самодержавность – как только сотрудника или менеджера «продвигают», он становится как минимум «царьком», вплоть до превращения в Ивана Грозного. Результат – отсутствие делегирования, концентрация полномочий, власти и влияния, в худшем случае – самодурство и управленческая паранойя
- Привязка к должности, статусу. На управленческих тренингах я часто даю для групповой разработки задание «Что нас мотивирует / демотивирует». Практически всегда среди мотивирующих факторов указывают формальный статус и регалии
- Политизированность – чрезмерный акцент на личные связи и неформальные отношения
- Как одно из следствий предыдущего пункта – извращенное понимание нетворкинга, восприятие его как «тусовки». По этой причине часто серьезные мероприятия воспринимаются как тусовки – например, корпоративные семинары, или обучение в бизнес-школе
- Краткосрочные цели – предпочтение быстрых успехов долгосрочным возможностям
- Эгоцентризм, алчность, нацеленность на сиюминутный успех. Это порождает проблемы с корпоративной культурой
- Работа в парадигме «Я начальник – ты дурак». Без комментариев…
- «Молчат, когда надо высказываться, обсуждают, когда надо молча выполнять». Этот пункт с точки зрения обучения управлению особенно важен, поскольку командная работа является одной из предпосылок успешного менеджмента. А командная работа – это коммуникации
О сильных сторонах российских управленцев читайте в следующем посте.
Об обучении управленцев и инструментах обучения управлению читайте в посте «Обучение управлению – инструменты» (части 01 и 02).
Спасибо! Удачи Вам!
Тигран Арутюнян