Доверительное управление и стратегический консалтинг
Цель консультанта – научить клиента самому себе помогать – так, чтобы со временем это стало его привычкой.
(Р. Алони)
Бывает забавно, когда человеку предлагают помочь разработать стратегию, не потрудившись выяснить, а какие у него цели. Если он хочет остаток жизни провести на теплых островах – одна стратегия, если сыну и внуку дело передать – другая, если сделать свой бизнес международным – третья.
Самый неудобный вопрос для бизнесмена: а надо–то тебе чего? Зачем ты это все делаешь? Ведь собственник – профессия, а не увлечение. У него есть не только права и свободы, но и ответственность, и важнейшие обязанности – целеполагание, подбор и мотивация людей под это целеполагание. А разве не зависит стратегия от масштаба личности, способа мышления, ценностей человека?
Нередко собственник (целеполагатель) нечетко представляет точку А, абстрактно, иногда иллюзорно, при этом он бодро задает точку Б. Задача профессионального менеджера – все-таки довести до его сведения информацию о реальной точке А и путях (вариантах) достижения точки Б, либо более амбициозной точки Б1 в обмен на бОльшие инвестиции и/или лучшую мотивацию.
Этапы стратегического управления:
- Первичное определение точек А и Б.
- Стратегический анализ (не только нашей точки А, но и точек А основных конкурентов).
- Стратегический диагноз.
- Формирование поля стратегических действий.
- Стратегический выбор, окончательное утверждение А и Б.
- Стратегическое планирование.
- Реализация стратегии.
- Стратегический контроллинг.
(Игорь Альтшулер)
Распределение ролей в бизнесе:
Собственник – определение целей и команды топ-менеджеров.
Топ-менеджеры – разработка стратегии, планов и бюджетов для достижения целей, найм менеджеров и исполнителей.
Менеджеры (среднее звено) – реализация планов в рамках бюджетов.
Исполнители – исполнение указаний менеджеров.
Исходя из нашего опыта работы с российскими компаниями, мы сделали вывод о том, что их собственники, кроме проблем с целеполаганием и разработкой стратегии, встречаются с рядом управленческих трудностей, такими как:
- Отсутствие структурированной понятной и прозрачной информации о финансово-экономическом положении предприятия и существующих рисках.
- Большая зависимость собственника от директора предприятия (достоверность, объективность предоставляемой информации, финансовые риски).
- Неэффективность оргструктуры и системы управленческого учета.
- Отсутствие системы сбалансированных показателей деятельности предприятия.
- Большие издержки системы управления.
- Отсутствие или неэффективность системы мотивации и стимулирования работников.
Решение вышеназванных проблем – наша задача.